1991
1991

Организация православной общины, создание Прихода в честь Рождества Христова (первое организационное собрание 25 апреля), регистрация в министерстве юстиции

1992
1992

Приобретение проекта (Новосибирская епархия)

1993
1993

Открытие молитвенного помещения. Первая Божественная Литургия 19 апреля. Начало постоянных богослужений

1994
1994

Создание Попечительского совета под председательством директора Уралмашзавода Виктора Коровина. Назначение настоятелем протоиерея Владимира Зязева (26 июня)

1995
1995

Передача Администрацией города и начало восстановления храма Пресвятой Троицы на Шарташе, начало богослужений

1996
1996

Заложен первый камень в строительство храма Рождества Христова

1997
1997

Продолжение строительства, освящение и подъем колоколов и надкупольных Крестов

1998
1998

Продолжение строительства, первая Божественная Литургия в строящемся храме

1999
1999

Праздничное открытие храма в престольный праздник, 7 января

2000
2000

Посещение Святейшего Патриарха Алексия II (23 сентября). Созидание и освящение памятного знака Святого Архангела Михаила. Освящение после реконструкции храма Пресвятой Троицы на Шарташе (15 октября)

2001
2001

Памятные мероприятия, посвященные 10-летию Прихода

2002
2002

Закладка Духовно-просветительского Центра (15 июля) и храма Святой блаженной Матроны (17 ноября)

2003
2003

Начало восстановления храма Архангела Михаила в Нижнем Селе

2004
2004

Открытие храма Святого преподобного Серафима Саровского (17 сентября) в интернате. Освящение храма Архангела Михаила в Нижнем Селе (27 ноября)

2005
2005

Закладка храма Святой блаженной Ксении Петербургской на Восточном кладбище (11 мая). Освящение Духовно-просветительского Центра (27 октября)

2006
2006

Открытие храма Веры, Надежды, Любови и матери их Софии в ГКБ №14 (28 сентября). Освящение храма Святой блаженной Ксении Петербургской (26 декабря)

2007
2007

Освящение в Духовном центре крестильного храма во имя равноапостольного великого князя Владимира (30 октября)

2008
2008

Закладка Духовной школы на Шарташе (26 октября)

2009
2009

Участие делегатов – настоятеля протоиерея Владимира Зязева и старосты Елены Шевченко в работе Поместного Собора и интронизации Святейшего Патриарха Кирилла (27 января – 1 февраля). Освящение Духовной школы на Шарташе (7 июня)

2010
2010

Закладка Сергиево-Елизаветинского храма (17 апреля)

2011
2011

Памятные мероприятия, посвященные 20-летию Прихода. Установка памятного знака к 20-летию Прихода

2012
2012

Продолжение строительства Сергиево-Елизаветинского храма. Освящение колоколов (31 мая)

2013
2013

Освящение и водружение шпиля и Креста на Сергиево-Елизаветинский храм
(9-10 февраля)

2014
2014

Освящение Сергиево-Елизаветинского храма
(8 октября)

2015
2015

Мероприятия, посвященные 20-летию создания воскресной школы и 10-летию Духовного центра

2 мая — память святой блаженной Матроны Московской

2 мая — память святой блаженной Матроны Московской
 

2 мая 2018 года в престольный праздник храма святой блаженной Матроны Московской на Уралмаше состоялась праздничная Божественная Литургия и крестный ход. Почтить память святой и соборно помолиться собралось очень много прихожан, так же было много причастников.

Житие св. блж. Матроны Московской

Родилась блаженная Матрона (Матрона Димитриевна Никонова) в 1885 году в селе Себино Епифанского уезда Тульской ryбернии. Родители ее — Димитрий и Наталия, крестьяне, были людьми благочестивыми, честно трудились, но жили бедно. В семье было четверо детей: Двое братьев — Иван и Михаил, и две сестры — Мария и Матрона. Матрона была младшей.

Еще до Рождения девочки, мать Матроны решила отдать будущего ребенка в приют, где дети бедняков воспитывались на средства благотворителей, но увидела вещий сон. Еще не родившаяся дочь явилась Наталии во сне в виде белой птицы с человеческим лицом и закрытыми глазами и села ей на правую руку. Приняв сон за знамение, богобоязненная женщина отказалась от мысли отдать ребенка в приют. Дочь родилась слепой, но мать любила свое «дитя несчастное».

При крещении, когда священник опустил дитя в купель, присутствующие увидели над младенцем столб благоухающего легкого дыма. Священник, отец Василий, которого прихожане почитали как праведника и блаженного, был несказанно удивлен: «Я много крестил, но такое вижу в первый раз, и этот младенец будет свят». Еще отец Василий сказал Наталии: «Если девочка что-то попросит, вы обязательно обратитесь прямо ко мне, идите и говорите прямо, что нужно».

Воистину Матроа была избранницей Божией. Господь научил ее поститься еще во младенчестве: часто ее мать жаловалась подруге: «Что мне делать? Девка грудь не берет в среду и пятницу, спит в эти дни сутками, разбудить ее невозможно». На груди девочки была выпуклость в форме креста, нерукотворный нательный крестик. Позже, когда ей было уже лет шесть, мать как-то стала ругать ее: «Зачем ты крестик с себя снимаешь?» «Мамочка, у меня свой крестик на груди», — отвечала девочка. «Милая дочка, — опомнилась Наталия, — прости меня! А я-то все тебя ругаю...»

Другие дети часто дразнили Матрону, даже издевались на ней: девочки стегали ее крапивой, зная, что она не увидит, кто именно ее обижает. Они сажали ее в яму и с любопытством наблюдали, как она наощупь выбиралась оттуда и брела домой. Матрона была не просто слепая — у нее совсем не было глаз. Глазные впадины закрывались плотно сомкнутыми веками, как у той белой птицы, что видела ее мать во сне. Но Господь дал ей духовное зрение. Еще в младенчестве по ночам, когда родители спали, она пробиралась в святой угол, каким-то непостижимым образом снимала с полки иконы, клала их на стол и в ночной тишине играла с ними. Отвергнутая сверстниками, она обрела святых общниками своих детских игр.

С семи-восьмилетнего возраста у Матроны открылся дар предсказания и исцеления больных. Однажды девочка сказала матери: «Мама, готовься, у меня скоро будет свадьба». Мать удивилась и рассказала об этом священнику, тот пришел, причастил девочку. И вдруг через несколько дней одна за другой стали подъезжать к их дому повозки, идут и идут люди со своими бедами и горестями, везут больных и почему-то все спрашивают Матрону. Она читала над ними молитвы и очень многих исцеляла. «Матрюшенька, да что же это такое?» — спросила ее мать. А она и отвечает: «Я же тебе говорила, что будет свадьба».

Так уже с ранних пор Господь отметил Матрону даром духовного рассуждения, прозорливости и исцеления. Девочка чувствовала приближение опасности, предвидела стихийные и общественные бедствия. По ее молитве люди получали исцеление от болезней и утешение в скорбях. К ней стали все чаще ходить и ездить отовсюду. Не только из окрестных сел и деревень, но и из дальних краев приходили к ней страждущие, привозили даже лежачих больных, которых девочка поднимала на ноги. Желая отблагодарить Матрону, они оставляли ее родителям продукты и подарки. Так девочка, вместо того чтобы стать обузой для семьи, стала ее главной кормилицей.

Дом Никоновых находился поблизости от церкви Успения Божией Матери. Родители Матроны отличались глубоким благочестием и любили вместе бывать на богослужениях. Матрона буквально выросла в храме, ходила на службы сначала с матерью, потом одна, при всякой возможности. Не зная, где дочка, мать обычно находила ее в церкви. У нее было свое привычное место — слева, за входной дверью, где она неподвижно стояла во время службы. Она хорошо знала церковные песнопения и часто подпевала певчим. Видимо, еще в детстве Матрона стяжала дар непрестанной молитвы.

Когда мать, жалея ее, говорила Матронушке: «Дитя ты мое несчастное!» — та удивлялась: «Я-то несчастная? У тебя Ваня несчастный да Миша». Она провидела будущее отступление своих братьев от Бога.

Несмотря на слепоту, Матрона говорила об окружающем мире так, как будто видела его глазами. Как-то она сказала своей знакомой: «Мне Бог однажды открыл глаза и показал мир и творение Свое. И солнышко видела, и звезды на небе, и все, что на земле, красоту земную: горы, реки, травку зеленую, цветы, птичек...»

Но не только духовно желала Матрона бывать в дальних краях. Она очень хотела посетить святые места, поклониться святыням земли русской. Помогла ей в этом дочь местного помещика, благочестивая и добрая девица Лидия Янькова. Она брала Матрону с собой в паломничества: в Киево-Печерскую лавру, Троице-Сергиеву лавру, в Петербург, другие города и святые места России. Однажды в Андреевском соборе Кронштадта по окончании службы отец Иоанн Кронштадтский попросил народ расступиться перед подходящей к солее 14-летней Матроной и во всеуслышание сказал: «Матронушка, иди-иди ко мне. Вот идет моя смена — восьмой столп России». Значения этих слов матушка никому не объяснила, но ее близкие догадывались, что отец Иоанн провидел особое служение Матроны России и русскому народу, как и случилось во времена гонений на Церковь.

На 17-м году Матрона лишилась возможности ходить: у нее внезапно отнялись ноги. Сама матушка указывала на духовную причину болезни. Она шла по храму после причастия и знала, что к ней подойдет женщина, которая отнимет у нее способность ходить. Так и случилось. «Я не избегала этого — такова была воля Божия».

До конца дней своих она была «сидячей». И сидение ее в разных домах и квартирах, где она находила приют, продолжалось еще 50 лет. Она никогда не роптала из-за своего недуга, а смиренно несла этот тяжкий крест, данный ей от Бога.

Еще в раннем возрасте Матрона предсказала революцию, как «будут грабить, разорять храмы и всех подряд гнать». Образно она показывала, как будут делить землю, хватать с жадностью наделы, лишь бы захватить себе побольше, а потом все бросят землю и побегут кто куда. Земля никому не нужна будет.

Однажды Матрона попросила мать передать священнику, что у него в библиотеке, в таком-то ряду, лежит книга с изображением иконы «Взыскание погибших». Батюшка очень удивился. Нашли икону, а Матрона и говорит: «Мама, я выпишу такую икону». Мать опечалилась: чем же за нее платить? Но Матрона говорила: «Мама, мне все снится икона "Взыскание погибших". Божия Матерь к нам в церковь просится». Она благословила женщин собирать деньги на икону по всем деревням. Люди жертвовали на икону от чистого сердца, с глубокой верой, лишь один мужик дал рубль нехотя, а его брат — одну копейку на смех. Когда деньги принесли к Матронушке, она перебрала их, таинственным образом нашла этот рубль и копейку и сказала матери: «Мама, отдай им, они мне все деньги портят».

Матрона велела иконописцу покаяться в грехах, исповедаться и причаститься Святых Христовых Таин. Потом она спросила: «Ты точно знаешь, что напишешь эту икону?» Тот ответил утвердительно и начал писать икону, но у него ничего не получалось. Тогда Матрона указала ему, что есть еще грех, в котором он не раскаялся, и помогла осознать его. Он был потрясен, снова пошел к священнику, покаялся, снова причастился, попросил у Матроны прощения. «Иди, теперь ты напишешь икону Царицы Небесной» — сказала она ему.

На собранные по деревням деньги по благословению Матроны была заказана в Богородицке и другая икона Божией Матери «Взыскание погибших». Когда она была готова, ее несли крестным ходом с хоругвями от Богородицка до самой церкви в Себино. Этот образ Божией Матери стал главной местной святыней и прославился многими чудотворениями. Когда бывала засуха, его выносили на луг посреди села и служили молебен. После него люди еще не успевали дойти до своих домов, как начинался дождь.

На протяжении всей жизни блаженную Матрону окружали иконы. В комнате, где она жила особенно долго, было целых три красных угла, а в них — иконы сверху донизу, с горящими перед ними лампадами.

Непостижимым образом Господь открывал Своей избраннице, которая никогда не училась грамоте, даже такие знания, которым учат только в училищах и институтах, если это нужно было для помощи ближним. Одной ее знакомой, Зинаиде Ждановой, которая очень почитала ее и много ей помогала, необходимо было срочно защитить архитектурный проект. Начальство же делало все, чтобы эта защита не состоялась. Позже Жданова рассказывала: «Матушка выслушала меня и говорит: "ничего, ничего, защитишься! Вот вечером будем пить чай, поговорим!" Я еле-еле дождалась вечера, и вот матушка говорит: "Поедем мы с тобой в Италию, во Флоренцию, в Рим, посмотрим творения великих мастеров..." И начала перечислять улицы, здания! Остановилась: "Вот палаццо Питти, вот другой дворец с арками, сделай так же, как и там — три нижних этажа здания крупной кладкой и две арки въезда». Я была потрясена ее ведением. Утром прибежала в институт, наложила кальку на проект и коричневой тушью сделала все исправления. В 10 часов прибыла комиссия. Посмотрели мой проект и говорят: "А что, ведь проект получился, отлично выглядит — защищайтесь!"».

Много людей приходило к Матроне со своими болезнями и скорбями. Имея предстательство пред Богом, она помогала многим. Матрона молилась за людей, испрашивая у Него чудесную помощь недугующим. Она читала молитву над водой и давала ее приходившим к ней. Пившие воду и окроплявшиеся ею избавлялись от различных напастей. Освящение воды по церковному чину может совершать только священник. Конечно, блаженная Матрона, для которой каноны и установления Церкви были непреложным духовным законом, не дерзала совершать ничего подобного, но мы знаем, что благодатными целительными свойствами обладает не только освященная в храме вода, но и вода некоторых водоемов, источников, колодцев, облагодатствованных молитвенной жизнью близ них святых людей, явлением чудотворных икон.

После революции 1917 года оба брата Матроны, Михаил и Иван, вступили в большевистскую партию, Михаил стал сельским активистом. Они стыдились своей сестры. Присутствие в их доме блаженной, которая целыми днями принимал а народ, делом и словом учила хранить веру православную, становилось для братьев невыносимым. Они опасались репрессий. Жалея их, матушка переехала в Москву, в которой прожила до конца своих дней. В этом огромном столичном городе было множество несчастных, потерянных, отпавших от веры, духовно больных людей с запутанным сознанием, отравленной ядом атеизма душой. Ее духовно-молитвенное служение многих отвратило от гибели и привело ко спасению.

Москву блаженная очень любила, говорила, что это святой город и сердце России, хотя Для самой Матроны жизнь в Москве была постоянным скитанием по родиым и знакомым, по домикам, квартирам, подвалам... Она стала бездомной странницей. Вместе с ней жили и ухаживали за ней послушницы — хожалки. Порой ей приходилось жить у людей, относившихся к ней враждебно. С жильем в Москве было трудно, выбирать не приходилось. Некоторые места Матрона покидала спешно, духом предугадывая готовящиеся неприятности, всегда накануне прихода к ней милиции, так как жила без прописки. Времена были тяжелые, и люди боялись ее прописать. Тем она спасала от арестов и репрессий не только себя, но и приютивших ее хозяев.

Зинаида Жданова рассказывала, какие лишения порой приходилось претерпевать блаженной. Однажды глубокой осенью, во время войны, она пришла в маленький фанерный домик, где в то время жила Матрона. В домике стоял густой, сырой и промозглый пар от какой-то печки. Блаженная лежала на кровати лицом к стене, и не могла повернуться, потому что волосы ее примерзли к стене, насилу их отодрали. Переезжать же в более удобное место она не согласилась: «Бог не велел, чтобы вы потом не пожалели».

Жила Матрона в Москве в разных местах, но дольше всего (с 1942 по 1949 гг.) она прожила на Арбате, в Староконюшенном переулке, у матери Зинаиды Ждановой.

Много раз Матрону хотели арестовать; чаще всего накануне возможного ареста она перебиралась в другое место, но однажды, зная, что за ней должны прийти, она осталась в доме. Когда милиционер пришел забирать Матрону, она ему говорит: «Иди, иди скорей, у тебя несчастье в доме! А слепая от тебя никуда не денется: я сижу на постели, никуда не хожу». Он послушался, поехал домой, а у него в доме пожар, и жена сильно обгорела. Он успел довести ее до больницы, благодаря чему она осталась жива. На следующий день, когда он пришел на работу, его спросили: «Ну что, слепую забрал?» «Слепую я забирать никогда не буду, — ответил он. — Если б слепая мне не сказала, я бы жену потерял».

Внешне жизнь ее текла однообразно: днем — прием людей, ночью — молитва. Подобно древним подвижникам, она никогда не укладывалась спать по-настоящему, а дремала, лежа на боку, на кулачке. Так проходили годы.

Как-то в 1939 или 1940 году Матрона сказала: «Вот сейчас вы все ругаетесь, делите, а ведь война вот-вот начнется. Конечно, народу много погибнет, но наш русский народ победит». «Победа будет за нами, — говорила она в начале 1941 года. — Москву враг не тронет, она только немного погорит. Из Москвы уезжать не надо».

Порой люди не могли понять действий блаженной, но за ними всегда стоял какой-то духовный смысл. Когда началась война, матушка просила всех приходящих к ней приносить ивовые ветки. Она их ломала на палочки одинаковой длины, очищала от коры и молилась. Ее ближние вспоминали, что пальцы ее были в ранках. Матрона могла духовно присутствовать в различных местах, для ее духовного взора пространства не существовало. Она часто говорила, что бывает невидимо на фронтах, помогает нашим воинам. Она передала всем, что в Тулу немцы не войдут. Ее пророчество оправдалось.

В день Матрона принимала до 40 человек. Люди приходили со своими бедами, душевной и телесной болью. Она никому не отказывала в помощи, кроме тех, кто приходил с лукавым намерением. Иные видели в матушке народную целительницу, которая в силах снять порчу или сглаз, но после общения с ней понимали, что перед ними Божий человек, и обращались к Церкви, к ее спасительным таинствам. Помощь ее была бескорыстной, она ни с кого ничего не брала, а все, что ей приносили, тут же отдавала тем, кто жил рядом с ней, а они раздавали людям. Фактически она не имела ничего своего.

Молитвы матушка читала всегда громко. Знавшие ее близко говорят о том, что молитвы эти были известные, читаемые в храме и дома: «Отче наш», «Да воскреснет Бог», девяностый псалом, «Господи Вседержителю, Боже сил и всякия плоти» (из утренних молитв) и другие. Она подчеркивала, что помогает не сама, а Бог — по ее молитвам: «Что, Матронушка — Бог, что ли? Бог помогает!» — говорила она. Исцеляя недужных, матушка требовала от них веры в Бога и исправления греховной жизни. «Веруешь ли, — спрашивала она, — что Господь силен тебя исцелить?» Наказывала всем носить нательный крест.

Порой, от отчаяния найти помощь где-то еще, к ней приходили и совсем неверующие люди. «Я не знаю, как это — верить», — сказала ей одна женщина. Но матушка помогала всем, кто ждал помощи, и через это отогревались сердца, открывались для веры и любви к Богу. Своим самоотверженным служением блаженная приводила к Богу многие души.

Однажды верующая женщина, почитавшая Матрону, по дороге к ней встретила генерала с женой, которые только что забрали свою дочь из психиатрической лечебницы, но врачи ей не смогли помочь. Вдруг эта девушка (ей было 18 лет) начала лаять. Женщина сказала ее маме: «Жаль мне вас, давай завезем дочку к Матронушке...» Отец этой девушки, генерал, сначала и слышать ничего не хотел, говорил, что все это выдумки. Но жена его настояла, и они поехали к Матронушке. Когда девушку подводили к Матронушке, она сперва остолбенела, потом стала на Матрону плевать, вырывалась. «Оставьте ее, — сказала Матрона, — теперь она уже ничего не сделает». Девушку отпустили. Она упала, стала биться и кружиться по полу, ее стало рвать кровью. Потом девушка уснула и проспала трое суток. За ней ухаживали. Когда она очнулась и увидела мать, то спросила: «Мама, где мы находимся?» «Мы, дочка, находимся у прозорливого человека», — ответила та и рассказала все, что с ней было. С этого времени девушка совершенно исцелилась.

Матушка Матрона всю жизнь боролась за каждую приходящую к ней душу. Она никогда не сетовала, не жаловалась на трудности своего подвига. «Не могу себе простить, что ни разу не пожалела Матушку, хотя и видела, как ей было трудно, как она болела за каждого из нас, — вспоминала позже Зинаида Жданова. — Свет тех дней согревает до сих пор. В доме перед образами теплились лампады, любовь матушки и ее тишина окутывали душу. В доме были святость, радость, покой, благодатное тепло. Шла война, а мы жили как на небе».

Матрона утешала, успокаивала болящих, гладила их по голове, осеняла крестным знамением, иногда шутила, порой строго обличала и наставляла. Она не была строгой, была терпима к человеческим немощам, сострадательна, тепла, участлива, всегда радостна, никогда не жаловалась на свои болезни и страдания. Матушка не проповедовала, не учительствовала, она вообще была немногословна. Давала конкретный совет, как поступить в той или иной ситуации, молилась и благословляла.

Матрона учила предавать себя в волю Божию, жить с молитвой, часто налагать на себя и окружающие предметы крестное знамение: «Силою Честнаго и Животворящаго Креста спасайтесь и защищайтесь!» Советовала чаще причащаться Святых Христовых Таин. Учила любить и прощать старых и немощных: «Если вам что-нибудь будут неприятное или обидное говорить старые, больные или кто из ума выжил, то не слушайте, а просто им помогите». Лечиться у врачей матушка не отговаривала, даже наставляла, что лечиться нужно обязательно. Говорила, что тело — домик, Богом данный, при необходимости его нужно ремонтировать.

Матушка говорила, что когда человек употребляет декоративную косметику, он портит и искажает образ человеческого естества, создает поддельную красоту, что ведет к развращению души.

Матрона часто исповедовалась и причащалась. Непрестанная молитва и причастие помогали блаженной нести крест служения людям. Отчитывая бесноватых, молясь за каждого, разделяя в душе людские скорби, матушка так уставала, что к концу дня не могла даже говорить с близкими и только тихо стонала, лежа на кулачке.

Внутренняя, духовная жизнь блаженной оставалась тайной даже для близких к ней людей. Как настоящая подвижница, блаженная учила не словами, а всей своей жизнью. Не имевшая возможности ходить, она учила и учит людей идти по трудному пути спасения.
Матрона часто повторяла: «Если народ теряет веру в Бога, то его постигают бедствия, а если не кается, то гибнет и исчезает с лица земли. Сколько народов исчезло, а Россия существовала и будет существовать. Молитесь, просите, кайтесь! Господь вас не оставит и сохранит землю нашу!»

Последний земной приют Матрона нашла в доме близ подмосковной станции Сходня, где поселилась у дальней родственницы. Лишь перед самой кончиной матушка, уже совсем слабая, ограничила прием, но люди все равно шли, и некоторым она не могла отказать в помощи. О времени кончины ей было открыто Господом за три дня, и она сделала все необходимые распоряжения. Она не велела приносить на похороны венки и пластмассовые цветы.

Перед смертью пришел ее исповедовать священник. Матронушка выглядела взволнованной. «Да неужели и вы боитесь смерти?» — спросил батюшка. «Боюсь», — отвечала матушка, по своему смирению, ибо видела себя обыкновенным грешным человеком.

2 мая 1952 года она почила. 3 мая в Троице-Сергиевой лавре на панихиду была подана записка о упокоении новопреставленной блаженной Матроны. Среди множества других она привлекла внимание служащего иеромонаха. «Кто подал записку? — взволнованно спросил он. — Что, она умерла?» (многие московские священники и насельники Лавры хорошо знали и почитали Матрону). Старушка с дочерью, приехавшие из Москвы, подтвердили: накануне матушка скончалась, и нынче вечером гроб с телом будет поставлен в московской церкви Ризоположения на Донской улице. Так лаврские монахи узнали о кончине Матроны и смогли приехать на ее погребение.

4 мая, в Неделю святых Жен-мироносиц, при большом стечении народа состоялось погребение блаженной Матроны. По ее желанию она была погребена на Даниловском кладбище, чтобы «слышать службу» (там находился один из немногих действующих московских храмов). Отпевание и погребение блаженной были началом ее прославления в народе как угодницы Божией.

Перед смертью блаженная говорила: «Все, все приходите ко мне и рассказывайте, как живой, о своих скорбях, я буду вас видеть, и слышать, и помогать вам». К ее могилке на Даниловском кладбище приезжали люди не только со всех концов России, но и из-за рубежа со своими бедами и болезнями.

Природа подвига блаженной Матроны своими корнями уходит в многовековые традиции народного благочестия, поэтому и помощь, которую люди получают, молитвенно обращаясь к праведнице, приносит духовные плоды: люди утверждаются в православной вере, исполняются надеждой и любовью, приобщаются к повседневной молитвенной жизни.

Матрону знают сотни тысяч православных людей. «Матронушка» — так ласково называют ее многие. Она — так же, как при земной своей жизни, помогает людям. Это чувствуют все те, кто с верой и любовью просит ее о заступничестве и ходатайстве перед Господом, к Которому блаженная старица имеет великое дерзновение.

2 мая 1999 г. блаженная старица Матрона была прославлена в лике местночтимых святых, в 2004 г. — для общецерковного почитания. Ее святые мощи почивают в Покровском женском монастыре в Москве.

По материалам книги «Святые Русской земли»